Модернизация трамвайного движения является одним из важнейших мероприятий программы «Развитие транспортной системы», реализуемой Правительством Москвы. Она позволит существенно повысить популярность этого вида транспорта.
Сергей Собянин осмотрел трамваи нового поколения, поставляемые в Москву совместным предприятием Уралвагонзавода и польской компании PESA.
«Вместо старых, шумных трамваев появляются, долгосрочные, с большой вместимостью до 220 человек, с хорошей энергоэффективностью и комфортом для жителей.
В этом году поступит 70 новых трамваев, в следующем — около 50», — заявил он. Мэр Москвы поручил проводить тщательную техническую проверку новых трамваев и только после этого выпускать их на линии.
Для решения этой задачи необходимо провести комплексную реконструкцию трамвайной инфраструктуры, включая обустройство на остановках посадочных платформ для маломобильных пассажиров, а также закупить трамваи нового поколения, соответствующие современным требованиям по комфорту и безопасности пассажиров, уровню шума, стоимости приобретения и эксплуатации, другим характеристикам.
«За 2012 — 2013 годы было реконструировано 82 километра трамвайных путей, на этот год у нас план — 53 километра», — доложил директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов. В 2015 году будет отремонтировано ещё 57,2 километра пути.
«Порядка 60 процентов трамвайных путей выделено. Реальный пример — это 13-й трамвайный маршрут. После того как мы провели выделение, перевозка увеличилась с 10 тысяч пассажиров до 18 тысяч пассажиров, то есть в два раза. И средняя скорость выросла с 13,5 километра в час до 17 километров», — уточнил Евгений Михайлов.
Мэр Москвы добавил, что также началась программа по выделению трамвайных путей из общего потока так, чтобы они ходили регулярнее. Помимо этого, для удобства посадки в трамвай маломобильных граждан проводится реконструкция остановок. Новый тип остановок имеет повышенную платформу. За 2013 — 2014 годы было построено 68 посадочных платформ нового типа, а до конца 2014 года планируется построить ещё 63.
Что касается закупок нового подвижного состава, в октябре 2012 года Правительством Москвы был объявлен аукцион на поставку 120 трамваев в 2014 — 2015 годах. Победителем торгов стало ОАО «Уралтрансмаш» (дочернее предприятие ОАО «Научно-производственная корпорация „Уралвагонзавод“») в консорциуме с польским производителем трамваев PESA, предложившее модель низкопольного трамвая PESA/УВЗ 71-414.
«В дальнейшем мы будем смотреть, как они пройдут эксплуатацию, как они адаптируются к московским условиям исходя из бюджетных возможностей, исходя из эксплуатационных характеристик, будем принимать решение дальше о закупке следующей партии трамваев», — отметил Сергей Собянин.
Низкопольные вагоны длиной 26 метров, шириной 2,5 метра, высотой 3,7 метра имеют по четыре двери и три секции. Они могут вместить до 255 пассажиров, а мест для сидения в них 60. Трамваи нового поколения развивают скорость до 75 километров в час.
В свою очередь заместитель Мэра Москвы в Правительстве, глава Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов добавил, что в трёхсекционных трамваях для удобства пассажиров не будет турникетов. «На этих трамваях усилено количество инспекторов для того, чтобы предотвратить безбилетный проезд», — заявил он.
Также в трамвае установлена система шумопонижения, новая система кондиционирования, а минимальная продолжительность эксплуатации составляет 30 лет.
«Заявленная продолжительность эксплуатации почти в два раза больше, чем у действующих трамваев», — отметил Сергей Собянин.
В апреле и мае ГУП «Мосгортранс» провело испытания опытной партии трамваев. Специалисты Научно-исследовательского института Горэлектротранспорта проверили вагоны на соответствие российским стандартам. 1 июня 2014 года началась эксплуатация новых трамваев на регулярных линиях. Первые трамваи успешно работают на маршруте № 6 от станции метро «Сокол» до остановки «Братцево».
Как отмечают специалисты Мосгортранса, новые трамваи пользуются большой популярностью у пассажиров. Некоторые пассажиры даже специально пропускают один-два приходящих на остановку вагона и садятся только в трамваи нового поколения.
Сергей Собянин напомнил, что трамвайное сообщение является важнейшей частью транспортной инфраструктуры. В рабочие дни трамваи перевозят около 800 тысяч москвичей. По словам Мэра Москвы, в ближайшее время этот пассажиропоток планируется увеличить.
В настоящее время в состав ГУП «Мосгортранс» входит пять трамвайных депо. Общее количество вагонов — 959 единиц, по рабочим дням на линии выходит 779 трамваев и перевозит свыше 800 тысяч пассажиров. Протяжённость трамвайных путей в Москве — 416 километров.